Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
29 | 30 | 31 | 1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 |
26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 1 | 2 |
Создание сайта
Ключевая технология
Возможности инвестирования в Россию – один из наиболее дискуссионных вопросов на многочисленных международных бизнес-форумах. Так, на одном из таких бизнес-форумов – на бизнес-форуме стран Восточный Европы, который проходил в октябре 2005 г. в Стокгольме, президент Европейского Банка Реконструкции и Развития Жан Лемьер заявил, что российский рынок остается одним из самых высокодоходных, но в тоже время и рискованным для инвестирования среди стран Восточной Европы.
«Самое главное, что изменения в России сегодня имеют положительную тенденцию. Инвесторы знают о макроэкономической стабильности и собираются идти в Россию. Для нас знаковым является намерение компании Toyota инвестировать в производство на российской территории, в Петербурге, - отметил он. – Однако Российская экономика продолжает базироваться на нефти и газе, так что без диверсификации она не будет развиваться в будущем. Инвестировать надо очень аккуратно, шаг за шагом, но сегодня, поскольку завтра уже будет поздно». По его словам, одним из важных факторов улучшения инвестиционной привлекательности является увеличение количества IPO, размещаемых российскими компаниями на биржах Лондона и Нью-Йорка.
Ожидается, что в ближайшие годы можно будет наблюдать увеличение иностранных инвестиций в машиностроение. Через некоторое время иностранцы будут вкладывать капитал и в производство средств производства. Также инвестиции будут направляться в сферу услуг, транспорт, логистику, кроме того в компании, занимающиеся инжинирингом, дизайном, работающие в IT-сфере. В настоящее время имеют место сделки по приобретению предприятий в сфере услуг, в сфере товаров пищевой промышленности, в упаковочном бизнесе.
Наиболее активно к глобализации стремятся бизнес Москвы и Петербурга. Если говорить конкретно об инвестиционной привлекательности Санкт-Петербурга, то на сегодняшний момент иностранные инвесторы рассматривают Северо-Запад как площадку, на которой можно запустить производство общероссийского масштаба. В вопросах иностранных инвестиций Петербург и Северо-Запад трудно оценивать в отрыве от России. В то же время есть и своя специфика – регион с точки зрения иностранных компаний привлекателен именно как производственная площадка при реализации производимой продукции на российском рынке. Среди причин такой привлекательности – наличие квалифицированной рабочей силы, стоимость которой при том же качестве ниже, чем в Москве и центральном регионе; близость к границе, дешевизна дополнительных сервисов, аренды земли, недвижимости. Фактически за последний год ряд новых иностранных инвесторов уже начали реализацию своих проектов в Петербурге. Это Bosch-Siemens, Alkan Packaging, Elcoteg, Technopolis, Knauf.И это только начало.
Ольга Литвинова, управляющий партнер петербургского филиала международной юридической компании DLA Piper Rudnick Gray Cary, высказывается о том, что основной стратегией иностранных инвесторов при вхождении на российский рынок будет приобретение готового бизнеса. По прогнозам в 2006 году приток иностранных инвестиций в большей степени будет осуществляться не посредством строительства, а именно путем приобретения бизнеса. Причем интересовать инвесторов будут не только активы, но и отлаженные бизнес-процессы, осуществляемые квалифицированным персоналом. Организация совместных предприятий будет рассматриваться иностранцами как промежуточный этап перед полным приобретением контроля над компанией. Необходимость создания благоприятного инвестиционного климата в России – тема, которая не сходит со страниц газет, журналов и экранов телевизоров вот уже много лет. Повышенный интерес к данному вопросу объясняется его неоспоримой важностью. Ведь благоприятный инвестиционный климат – это приток денежных средств в реальный сектор экономики, это оживление фондового рынка, это необходимые кредиты бизнесу. Инвестиционный климат – понятие широкое и всеобъемлющее, оно отличается сложностью и комплексностью. Инвестиционный климат – это совокупность факторов, которые предопределяют степень риска капиталовложений в те или иные инструменты и возможность их эффективного использования. Оценивая инвестиционный климат, нужно учитывать весь массив факторов: это и состояние экономики – если экономика будет расти и развиваться, то и доходы на инвестиции будут возрастать; это и факторы политического характера - в этой аспекте важны требования политической стабильности и властные гарантии сохранения инвестиционных сбережений; это характеристики правовой среды, налоговой системы; социальный климат. Если рассматривать инвестиционный климат с точки зрения приложения иностранного капитала, то здесь следует также выделять такие параметры как традиции соблюдения международных соглашений, участие в системах международных договоров по различным вопросам. Сегодня мы говорим о взятом относительно недавно курсе на улучшение инвестиционного климата в нашей стране. В этой связи стоит отметить реформы системы государственного управления, направленные на сокращение избыточного вмешательства государства в экономику. Ощутимые результаты достигнуты в реализации административной реформы в части оптимизации структуры федеральных органов исполнительной власти и устранении дублирующих и избыточных функций. Разработан проект поправок в соответствующий федеральный закон, направленный на сокращение количества лицензируемых видов деятельности, уточнение полномочий лицензирующих органов и защиту прав предпринимателей. Особого упоминания заслуживает реформа технического регулирования, направленная на гармонизацию существующих внутри страны стандартов с международными. В рамках реформы правоприменения продолжается разработка механизмов обеспечения защиты прав собственности, в том числе защиты прав инвесторов и акционеров, разрешения корпоративных конфликтов, арбитражного и третейского судопроизводства. Также продолжается судебная реформа, ориентированная на повышение эффективности судебного разбирательства и обеспечения независимости судебных органов. Медленно, но все же идет совершенствование налогового и антимонопольного законодательства, реформирование финансовой инфраструктуры и института финансового посредничества.
Однако барьеров на пути оптимизации инвестиционной активности на территории Российской Федерации остается много. И связаны они не только с высокой бюрократизацией экономики, коррупцией и затягиванием с реализацией необходимых реформ, но и со слабым информационным обеспечением инвесторов о возможных объемах, отраслевых и региональных направлениях инвестирования. Причем речь идет о неосведомленности не только иностранных, но и зачастую отечественных инвесторов.
К сожалению, влиять на факторы политико-правового характера и макроэкономические показатели очень сложно. Но реальный шанс преодоления инвестиционный инертности путем устранения дефицита информации у инвесторов упускать нельзя. В настоящий момент возможность создания единого информационного пространства, направленного на распространение объективных данных о состоянии инвестиционного климата как в России в целом, так и в отдельных ее регионах, существует в рамках системы Международных Маркетинговых Центров. Это информационное пространство может существовать в форме Общероссийского портала. Понятно, что основным назначением данного портала будет являться информационное объединение рыночных структур, российских инвесторов и государственных структур, заинтересованных в улучшении сервиса и инфраструктуры регионов Российской Федерации; привлечение зарубежных инвесторов, осуществляющих отбор территорий и объектов для инвестиционной деятельности. Также предполагается, что создание портала поможет устранить региональные диспропорции инвестиционных вливаний. Наполнение портала должно проходить по схеме размещения регулярно обновляемых обзоров состояния и динамики инвестиционной привлекательности регионов России, включающих данные об основных макроэкономических показателях, тенденциях и структуре инвестирования, интересных инвестиционных проектах и отраслях приложения инвестиционного капитала, региональной политике относительно поддержки инвестиционной деятельности, законодательных изменениях. Необходимо организовать постоянно действующие форумы (общей направленности, по отраслевому, региональному признакам); предусмотреть возможность электронного заказа дополнительных исследований, предваряющих инвестирование, ориентированных на поиск партнеров; возможность обращения за профессиональной помощью в организации бизнес-миссий и т.п.
Субконтрактинг
Процессы глобализации все стремительней распространяются в мировом экономическом пространстве. Темпы увеличения объемов электронной торговли превысили уровень развития информационных технологий. Транснациональные корпорации выстраивают технологические цепочки на всех континентах, исходя из принципов целесообразности и соответствия мировым стандартам качества. Эти процессы неумолимо захватывают все новые и новые регионы, все больше стран и предприятий работают по единым правилам, стандартам, используют единый денежный эквивалент и Европейский Союз является ярким подтверждением этого. Интеграция мировых экономик предопределяет взаимопроникновение и взаимозависимость национальных экономик, в мире происходит разделение труда на глобальном межконтинентальном уровне. Страны с развитой экономикой и промышленностью начинают диктовать свои условия менее развитым странам, уровень технологического развития которых находится на более низком уровне.
В настоящее время перед российской экономикой стоит реальная угроза оказаться в числе стран, чье влияние на развитие мировой экономики является незначительным. Продолжает снижаться доля России в мировом производстве и торговле, структура экспорта отражает неэффективную сырьевую направленность, суммарная доля России в мирохозяйственных связях, по данным ВТО, составляла в середине 2000 года 1,5% - в мировом экспорте, 0,7% в мировом импорте. Участие страны в международной торговле услугами и на рынке инвестиций составляет практически символическую долю: 0,7% - экспорт услуг, 0,9% - импорт услуг, доля накопленных прямых иностранных инвестиций составляет около 2%.
С одной стороны, после начала рыночных преобразований и выхода на мировые рынки, рейтинг России, как суверенного субъекта мирохозяйственных связей заметно упал, с другой стороны, существенно возросла степень зависимости от мирового рынка. На фоне значительного сокращения производства и потребления отечественной продукции, экспортная сфера превратилась в крупнейший сектор экономики, через который реализуется более 25% ВВП страны. (Для сравнения – в СССР эта цифра не превышала 10%). Сегодня на мировой рынок уходит от 20 до 80% национального производства сырьевых товаров и полуфабрикатов. Экспорт в 90-е годы стал одним из решающих факторов российской экономики, экспортные поставки поддержали на плаву целый ряд отраслей промышленности, предотвратит окончательный развал ВПК и смягчил остроту социально-экономических проблем в регионах.
Однако, переход к модели «открытой» экономики, в рамках которой отечественные производители конкурируют с высококачественной импортной продукцией, со всей остротой ставит задачи повышения конкурентоспособности отечественной продукции. Существует реальная угроза остаться за рамками процессов глобализации, что приведет к вытеснению из международного разделения труда и дальнейшему технологическому отставанию от развитых стран. Конкурентоспособность не только продукции, но промышленного производства является в условиях рынка наиболее адекватным отражением их экономической эффективности и наиболее полно характеризует результаты происходящих в материальном секторе структурных сдвигов.
Одной из распространенных в мире форм участия в международном разделении труда является промышленная субконтрактация – это одна из форм общеизвестной кооперации, позволяющая предприятиям достичь высокой эффективности производства, благодаря рациональному использованию имеющихся производственных мощностей и ресурсов. Наибольшее распространение субконтрактные отношения получили в машиностроении, в таких секторах, как автомобилестроение, производство оборудования для железнодорожного транспорта, станкостроение, а также в радиоэлектронной и электротехнической промышленности. По субконтрактам обычно производится продукция или выполнение производства в таких основных секторах металлообработки, как литейное производство, ковка, а также общие или точные механические работы, производство пластмассовых деталей, резинотехнических изделий, электронных компонентов, деревообработка.
В качестве контракторов обычно выступают предприятия, занятые в производстве станков, инструментов, транспортных средств и пр., для окончательной сборки которых требуется большое число деталей и комплектующих. Как правило, эти предприятия сохраняют за собой такие элементы производственного цикла, как НИОКР, промышленный дизайн, маркетинг, сборка, окраска, наладка, упаковка и лишь отдельные производства компонент, несущих в себе «ноу-хау». Это резко сокращает сроки постановки на производство новых изделий, облегчает процесс их сертификации, повышает производительность труда и конкурентоспособность предприятий, сокращает запасы комплектующих на складах и ускоряет оборачиваемость средств в производстве.
Субконтракторами, выступают узкоспециализированные предприятия-производители комплектующих, как правило это малые предприятия, либо небольшие инновационные фирмы. В российских условиях зачастую в роли субконтракторов выступают крупные предприятия, имеющие незадействованные производственные мощности, отдельные цеха крупных предприятий, получившие определенную экономическую самостоятельность.
Наибольший интерес для предприятия-субконтрактора представляет включение в цепочки снабжения комплектующими крупного предприятия-контрактора на протяжении всего цикла производства продукта. Поскольку контрактор в данном случае становится потребителем, субконтрактор-поставщик должен обеспечить необходимые условия для производства продукции: соответствующий технологический уровень производства и уровень менеджмента, позволяющий выпускать продукцию мирового уровня, внедрить систему качества, соответствующую МС ИСО серии 9000, иметь эффективную маркетинговую и информационную системы. В ряде случаев контрактор может передать необходимое оборудование, технологическую оснастку и приспособления, контрольно-измерительные приборы и аппаратуру, а также осуществить помощь в проведении сертификации системы качества предприятия-субконтрактора, иногда возможно проведение совместных инновационных технологических разработок. Все это предопределяет скачок производительности труда и модернизации производства у всех предприятий – участников производственной цепочки и коренным образом изменяет организацию производства.
Развитие субконтрактации – тенденция, сложившаяся в последние годы, как в развитых, так и в развивающихся странах. В процесс промышленной субконтрактации в странах Европейского Союза вовлечено 293 тыс. предприятий, что обеспечивает рабочими местами более 7,5 млн. чел. Общий объем продукции, произведенной по субконтрактам, в 1999 году составил 351 млрд. Евро, что составляет почти 14,5% всего объема продукции, выпущенной в странах ЕС. Растущий спрос и жесткая конкуренция на мировом рынке вызвали еще более жесткую конкуренцию в производстве компонент, комплектующих. Именно этим обусловлено то, что за последние 10-15 лет, под влиянием глобализации, в мире произошла интернационализация рынка субконтрактации, и за право поставлять комплектующие для крупных сборочных предприятий ТНК борются тысячи поставщиков. В мире сложилась многоуровневая система субконтрактрации, обеспечивающая ее высокую гибкость и эффективность. Содействие развитию промышленной кооперации как форме международного сотрудничества оказывают созданные во многих странах центры субконтрактации, которые работают, используя информационные интернет-системы субконтрактации.
Автомобильные компании Форд, Даймлер-Крайслер, Дженерал Моторс, Рено, Пежо и Ниссан создают торговый портал, который станет местом, где производители автомобилей смогут публиковать свои объявления о закупках оформляют заказы с тем или иным поставщиком.
Уровень развития субконтрактации в России в настоящее время заметно отстает от уровня, достигнутого не только развитыми, но и развивающимися странами, однако, в связи с подъемом промышленного производства, усилением позитивных тенденций в общей экономической ситуации, процесс интеграции национальной экономики может быть ускорен. Этому может способствовать субконтрактация, например, в автомобильной промышленности, которая признана одной из наиболее перспективных отраслей в этом плане, поскольку приход иностранных автомобильных ТНК и их стремление к локализации производства компонент, размещению их производства на российских предприятиях с целью замещения импорта, сможет стимулировать российские предприятия участвовать в мировом разделении труда. В качестве примере можно привести Псковское ОАО «АВАР», которое заключило контракт со шведским автогигантом «Вольво» на поставку комплектующих – блоков управления световыми панелями, зеркалами и включениями аварийной сигнализации.
ОАО «Резинотехника» получили заказ от корпорации Форд Моторс после того, как в Интернете был открыт сайт предприятия.
ОАО «Уралавтоприцеп» (Челябинский механический завод) приступило к реализации заключенного контракта на поставку запчастей и комплектующих к полуприцепам с болгарской компаниемй «Венис, Тестров энд Славов».
«Уоальская кузница» и завод «Подем АД» (Болгария) достигли договоренности о расширении номенклатуры поставляемых штамповок в Болгарию. Теперь чебаркульские металлурги будут поставлять еше шесть видов штампованных детелалей, которые ранее закупались в Италии. По соотношению цена-качество чебаркульские детали оказались более предпочтительными.
Стремление к гигантомании российской промышленности негативно отразилось на работе предприятий в рыночных условиях. Начался процесс акционирования, который предопределил дробление предприятий на несколько самостоятельных бизнес-единиц, как Муромский машиностроительный завод, который распался на 7 предприятий, которые созданы на базе основных цехов и производств и будут специализироваться на выпуске продукции машиностроения, газовой и водозаборной арматуры.
Проблемы, с которыми сталкиваются предприятия-субконтракторы, являются отражением той ситуации, которая сложилась в российской промышленности – недостаток оборотных средств, отсутствие системы качества, сертифицированной по международным стандартам, отсутствие информации о проводимых тендерах на поставку, отсутствие опыта маркетинговой деятельности, недостаточное знание интернет-технологий, незнание собственных возможностей и пр. Однако, положительные примеры показывают, что российская промышленность может возвратиться и интегрироваться в мировую товарообменную систему на новом уровне – уровне высоких технологий, первоклассного сервиса, низких цен и привлекательных для потребителя финансовых схем.
ВСМПО стало основным поставщиком титана для европейских аэробусов. Реализация программы предусматривает российское участие в грандиозной программе концерна «Эйрбас Индастри» и охватывает все основные этапы создания самолетов: от исследований и поставки материалов до производства» – говорит директор «Эйрбас Индастри» по международной кооперации Ксавье Терни» – Мы рассчитываем, что Россия присоединится к нашему расширенному европейскому партнерству, не потеряв своей индивидуальности. Именно так поступили Франция, Германия, Испания и Великобритания. Ценность этого партнерства для России заключается в том, что, участвуя во всех основных программах «Эйрбас» она получит доступ к мировым «ноу-хау». А освоив европейские стандарты качества, российская авиационная продукция, которая будет соответствовать западным сертификационным нормам, сможет самостоятельно выходить на мировой рынок».