Вс | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб |
---|---|---|---|---|---|---|
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
По мнению большинства общественных деятелей малому бизнесу выгоднее пребывать "в тени". Этому способствует политика федерального центра, обложившего мелких предпринимателей явно непосильным единым социальным налогом. Не отстает и региональная власть, упорно стремящаяся все налоги устанавливать по максимальной ставке. А уж в количестве административных барьеров, в числе проверяющих и контролирующих тем более недостатка нет. Получить кредит для малого бизнеса – практически неосуществимая мечта. Подробнее см. кредитование.
Проблема № 1. Статистика.
Сегодня в области нет достоверных данных о состоянии и динамике развития сектора малого предпринимательства. Данные комитетов государственной статистики, государственной налоговой инспекции и справочных служб городских и районных администраций расходятся значительно. Разница в тысячи предприятий и десятки тысяч частных предпринимателей. Более того, не ведутся специальные статистические исследования по состоянию малого предпринимательства.
О вкладе малых предприятий и предпринимателей в бюджеты разных уровней также судить трудно, так как нет чётко выраженной системы подсчёта финансовых результатов.
Предложение:
1. поручить региональному комитету государственной статистике разработать мониторинговую систему анализа состояния малого предпринимательства;
2. создать группу мониторинга малого предпринимательства, выделить средства для обеспечения её работы;
Проблема № 2. Отношение государства к малому бизнесу в целом.
Можно со всей определённостью сказать, что в области отсутствует понимание на государственном уровне (со стороны администраций и депутатского корпуса) значимости развития малого предпринимательства.
Предложение:
1. Образовать при региональной ТПП постоянно действующий “круглый стол” с одной темой: “Бизнес и власть. Проблемы взаимоотношения” с приглашением предпринимателей, представителей органов законодательной и исполнительной власти, СМИ. По результатам заседаний принимать решение, которое обязательно опубликовывать в местной печати.
2. Необходимо объявить развитие малого предпринимательства главным приоритетом экономической политики администрации области на ближайшие 2-3 года.
3. Сделать обязательной общественную экспертизу законопроектов, поступающих на рассмотрение в органы законодательной власти.
Проблема № 3. Недостаточный доступ малого бизнеса к материальным и финансовым ресурсам.
Предложение:
1. Разработать областную программу (политику) в области кредитования и микрофинансирования малого бизнеса;
2. Создать открытую для пользования базу информационного обеспечения предпринимателей по вопросам получения кредитов, по конкурсам, тендерам, свободным площадям и земельным участкам и оборудования;
3. Осуществить меры по поддержке и развитию кредитной кооперации, лизинга, франчайзинга, субконтрактинга и других прогрессивных финансово-производственных схем малого бизнеса.
Проблема № 4. Административные барьеры на пути развития предпринимательства
Предложение:
Начать введение Единых книг контроля по проверкам субъектов малого предпринимательства.
Проблема № 5. Недостаточное самосознание предпринимателей.
* Проблема заключается в том, что уровень консолидации малого бизнеса не соответствует уровню его развития. Малый бизнес практически не имеет общественных объединений, которые занимались бы его проблемами, осуществляли от его имени диалог бизнеса и власти.
* Предприниматели пока не осознают себя реальной социально-значимой силой. Все усилия по формированию положительного имиджа предпринимателя не имеют значительных результатов.
* До сих пор целый ряд сфер малого бизнеса (автосервис, торговые услуги и торговля, транспорт и т.д.) контролируется криминальными структурами, работают по “серым” схемам налогообложения (не платят налог государству) и общественное мнение о малом предпринимательстве складывается резко отрицательное. Предприниматели же других сфер малого бизнеса не имеют возможности (и желания) опровергнуть такое общественное мнение через СМИ и административные аппараты всех уровней.
Предложение:
1. Сделать условия для всех сфер малого предпринимательства равными и исключить возможность ухода в серые схемы, особенно для торговли, автосервиса и услуг.
2. Совместно со СМИ в течение 2-3 лет целенаправленно работать по изменению социального статуса и имиджа предпринимателя с привлечением общественных организаций и звеньев инфраструктуры поддержки предпринимательства.
3. Совместно с общественными организациями, ТПП разработать систему мер по повышению общественной значимости и имиджа предпринимателя.
Заключение.
Анализ показывает, что ожидаемого широкомасштабного развития малого бизнеса в регионах не состоялось. Нет ни количественного, ни качественного роста в сфере малого предпринимательства. Более того наблюдается тенденция к снижению числа малых предприятий и полная неразбериха с предпринимательством без образования юридического лица. Какой-нибудь достоверной статистики на сегодняшний день нет ни по каким разделам малого предпринимательства. Основная часть трудностей и препятствий на пути становления и развития малого предпринимательства лежит за рамками самой сферы малого предпринимательства. Для решения такого большого объёма проблем, особенно если учесть их сложность, требуются соответствующие силы, возможности и политическая воля к изменению сложившегося положения.
(на основании материалов Пермской области)
По мнению Г.Кичинева, заслуженного экономиста РФ, г.Каспийск, основными факторами, сдерживающими развитие малого и среднего предпринимательства (МСП), являются:
* отсутствие четко сформулированной, через систему правовых актов, государственной политики по отношению к малому бизнесу;
* разрастание административных барьеров (регистрация, лицензирование, системы контроля и разрешительной практики, регулирование арендных отношений; ограничение и запрет по оказании услуг электроэнергии...)
* налоговый пресс и громоздкая система отчетности;
* растущее недоверие предпринимателей к власти, к ее способности проводить долгосрочную политику по обеспечению стабильных условий ведения бизнеса.
К неотложным мерам создания условий для развития МСП, на мой взгляд, являются следующее:
* при формировании бюджета города, района, необходимо предусмотреть выделение отдельной строкой хотя бы не менее 2 процентов от бюджетной массы для поддержки малого предпринимательства;
* необходимо установить порядок направления не менее 25 процентов средств, полученных за счет приватизации и средств фонда занятости, на цели создания новых рабочих мест в малом предпринимательстве;
* надо бы предоставлять предпринимателям основные фонды, включая нежилые помещения и земельные участки, в аренду на льготных условиях;
* необходимо определить предельный перечень местных органов исполнительной власти и управления, допускаемых к осуществлению контрольных функций, устанавливая регламентные сроки, периодичность и последовательность контрольных проверок различными органами;
* для исключения практики дублирования проверок различными контролирующими организациями было бы целесообразно ввести проведение исключительно комплексных единовременных проверок;
* на каждом малом и среднем предприятии желательно ввести книгу регистрации всех инспекторских проверок, проводимых контролирующими органами;
* необходимо определить и устранить бюрократический барьер, связанный с разрешительной практикой, лицензированием, регистрацией, проблемами в сфере аренды помещения, землеустройства, оказанием услуг по электроэнергии и т.д. для предпринимательской деятельности.
Реализация всех этих мер в комплексе, несомненно, даст толчок развитию предпринимательства в республике.
Европейский опыт
В европейских странах существуют разработанные системы оценки эффективности функционирования малого предпринимательства. Так, отметим, что вмененные налоги разрабатываются с учетом отраслевых особенностей, методом контракта (аналог нашего патента), методами, основанными на обороте, рассчитанными на основании косвенных показателей. В последнем случае требуется масштабное предварительное исследование с необходимостью выделения тех факторов, которые определяют нормальный доход в конкретных отраслях, а также определение коэффициентов для каждого фактора.
В большинстве случаев вмененными налогами облагаются: бытовые услуги, общественное питание, сфера мелкой розничной торговли.
Рекомендации по итогам проведения Северо-Западного Форума по поддержке малого и среднего бизнеса. 2-3 декабря 2002 года, Санкт-Петербург, Пушкин, Дворец Кочубея
Участники Форума, обсудив ситуацию, складывающуюся в сфере малого и среднего бизнеса в регионах Северо-Западного федерального округа за год, прошедший после принятия “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации”, отмечают, что в Северо-Западном федеральном округе документ получил широкий отклик, многое было предпринято регионами для улучшения ситуации в этом секторе экономики.
По многим важнейшим показателям развития малого предпринимательства, округ устойчиво занимает лидирующие позиции в Российской Федерации.
На Северо-Западе сосредоточена десятая часть всех индивидуальных предпринимателей и около шестой части малых предприятий Российской Федерации. При этом по числу малых предприятий на душу населения округ превосходит все другие регионы России. На СЗФО приходится 12% общего объема продукции (работ, услуг) и 12% инвестиций, вкладываемых в основной капитал на малых предприятиях страны.
Проблемы координации действий органов власти субъектов федерации, местного самоуправления, организаций инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, финансовых институтов вызвали необходимость создания окружного информационно-аналитического и методического центра для решения проблем, стоящих перед малым бизнесом и создания благоприятных условий для его развития.
Инициативу по созданию такого Центра взяли на себя представители исполнительной власти и целый ряд организаций, занимающихся поддержкой предпринимательства: аппарат полномочного представителя Президента Российской Федерации в Северо-Западном федеральном округе, Территориальное управление МАП РФ по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, Российское Агентство поддержи малого и среднего бизнеса, МЦСЭИ “Леонтьевский Центр”, Санкт-Петербургский Фонд развития бизнеса, органы власти и организации инфраструктуры поддержки предпринимательства регионов округа.
Эта работа была активно поддержана международными организациями: Всемирным Банком, Программой ЕС Тасис, Агентством США по международному развитию, Фондом “Евразия”, государственной кредитной компанией ОАО Финнвера (Финляндия), при участии которых начата реализация ряда проектов и идет выработка программ совместных действий на ближайший период.
В целом ряде субъектов федерации округа органы власти восприняли Концепцию как руководство к действию и предприняли шаги для её реализации, используя те механизмы и тот опыт, которые уже имеются в регионах.
В каждом регионе приняты и реализуются программы поддержки малого предпринимательства, финансируемые из бюджетов субъектов федерации.
Развивается конструктивный диалог бизнеса и власти, представители предпринимательских объединений участвуют в законотворческом процессе, применяется целый набор финансовых инструментов, позволяющих максимально эффективно использовать бюджетные средства для развития приоритетных направлений в бизнесе, действует система агентств поддержки предпринимательства, предоставляющая широкий спектр учебных, консультационных и информационных услуг. При участии региональных органов власти создаются лизинговые компании, фонды поддержки, бизнес инкубаторы, инновационно-технологические центры.
В то же время участники Форума констатируют, что за год, прошедший со дня принятия “Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации” ожидаемого предпринимателями прорыва в сторону улучшения условий ведения бизнеса не произошло. Это подтверждается также данными социологического исследования, проведенного Северо-Западным Центром поддержки малого и среднего бизнеса в рамках подготовки Форума.
Законодательная практика субъектов федерации нередко игнорирует интересы малого бизнеса, принимаемые законодательные акты часто увеличивают финансовую нагрузку на предпринимателей и в целом ухудшают бизнес- климат в регионах.
Отношение отдельных руководителей к малому бизнесу свидетельствует о том, что он, по-прежнему, рассматривается как источник наполнения региональных бюджетов, а не как институт, выполняющий важнейшую социальную функцию. В работе органов исполнительной власти регионов преобладают, в основном, традиционные, иногда, малоэффективные формы и методы, отсутствует комплексный, системный подход.
Поставленная в Концепции задача к 2005 году практически завершить создание целостной системы государственной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на всех уровнях с переносом центра тяжести на региональный и муниципальный уровень может оказаться невыполненной.
По – прежнему сохраняется напряженная ситуация по всем основным блокам проблем, сдерживающим развитие малого предпринимательства:
* В области нормативно- правового обеспечения деятельности малых и средних предприятий до сих пор не разработаны объективные критерии отнесения субъектов предпринимательства к малым, что в значительной степени сдерживает разработку специальных законодательных актов и приводит к коллизии отдельных законов. Так глава 26.2 Налогового Кодекса РФ вводит дополнительные критерии, ограничивающие доступ к упрощенной системе налогообложения субъектов малого предпринимательства, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным Законом № 88-ФЗ от 1995 года.
Отсутствуют специальные законодательные акты, направленные на обеспечение финансовой и имущественной поддержки малого предпринимательства.
На федеральном уровне дебатируется вопрос отмены Федерального Закона № 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” без адекватной замены его другим, более совершенным, законодательным актом.
* Налоговый пресс на малый бизнес возрастает, а нестабильность налогового законодательства приводит к тому, что предприниматели не могут уверенно планировать развитие своего бизнеса в средней и долгосрочной перспективе.
Анализ практики применения Федерального закона и законодательных актов субъектов РФ в сфере налогообложения, прежде всего по единому налогу на вменённый доход (ЕНВД), свидетельствует о наличии серьёзных несоответствий и противоречий с действующим законодательством, нечёткости понятийного аппарата, несовершенстве единой методологии расчёта базовой доходности.
* Средства, выделенные на реализацию Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации на 2002 год, меньше бюджетов многих региональных программ, что не позволяет говорить о реализации серьёзных мероприятий на федеральном уровне.
На 2003 год финансирование мероприятий по поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации определено в сумме 100 млн. рублей и только на развитие инфраструктуры поддержки.
Практически остановлено финансирование программ оказания помощи начинающим предпринимателям из числа безработных граждан по линии Федеральной государственной службы занятости населения.
Программы финансовой поддержки малых предприятий, микрокредитования, предоставления государственных гарантий, субсидирования процентных ставок за счет средств бюджетов не могут быть реализованы без внесения существенных изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и действующее банковское законодательство.
* В регионах округа на уровне органов исполнительной власти не создана система защиты интересов предпринимателей. Это направление не является приоритетным в деятельности структур администраций, занимающихся проблемами малого предпринимательства, недостаточно активна позиция антимонопольных органов. Действия контролирующих органов на местах, как правило, нескоординированы. Меры, предусмотренные пакетом законов по дебюрократизации экономики, не дали ожидаемого результата. Напротив, предприниматели столкнулись с дополнительными административными барьерами.
Участники Форума отдельно отмечают, что экономико-географическое положение округа создаёт особый потенциал для развития международных связей предпринимателей, который успешно реализуется, с другой стороны, вхождение России в ВТО, без должной подготовки предприятий, может больно ударить по их положению на рынке, особенно малых и средних предприятий.
Участники Форума обращаются к Президенту Российской Федерации Владимиру Владимировичу Путину с просьбой рассмотреть ход реализации Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации на одном из заседаний Государственного Совета Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации разработать новые подходы к реализации государственной политики в отношении субъектов малого предпринимательства.
Участники Форума по итогам обсуждения заявляют о необходимости осуществления следующих шагов на федеральном, окружном и региональном уровнях, которые должны создать условия для реализации в регионах округа Концепции государственной политики поддержки и развития малого предпринимательства в Российской Федерации.
На федеральном уровне
1. Разработать и принять новый Федеральный Закон “О малом предпринимательстве в Российской Федерации”, взамен ныне действующего Федерального закона “О государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации” от 14 июля 1995 года № 88-ФЗ. При этом новый законодательный акт должен:
* Быть законом прямого действия. Ни одна из включенных в него норм не должна носить отсылочный или рамочный характер.
* Включать нормы, содержащие понятие субъекта малого предпринимательства, единые для всех отраслей законодательства и права. Соответствующее положение должно быть специально оговорено в законе.
* Определять меры государственной поддержки и защиты интересов субъектов малого предпринимательства, систему льгот и преференций, финансовых и административных гарантий их деятельности, основные принципы налогообложения.
* Закреплять права предпринимателей на ограничение административного вмешательства в их деятельность, определять меру ответственности за установление новых административных барьеров и иных действий, ухудшающих положение предпринимателей.
* Определять структуру государственных органов, контролирующих исполнение данного Закона.
До принятия нового Закона отмена действующего Закона “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” недопустима.
2. Продолжить работу по анализу последствий введения федеральных законов “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)”, “О лицензировании отдельных видов деятельности”, “О государственной регистрации юридических лиц”, а также иных мер по дебюрократизации экономики и при необходимости внести предложения по их доработке:
* Внести изменения в Закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”, однозначно определяющие сроки проведения проверок порядок обжалования приостановления действия лицензий и исключение возможности внесудебного аннулирования лицензий. Установить срок действия лицензии не менее 5 лет или определить упрощенный порядок ее продления.
* Законодательно определить исчерпывающий перечень органов, уполномоченных осуществлять государственный контроль (надзор) над деятельностью субъектов предпринимательской деятельности.
* Разграничить административную ответственность субъектов малого предпринимательства и иных хозяйствующих субъектов, предусмотренную Кодексом РФ об административно-правовых нарушениях, снизив размер штрафных санкций в их отношении.
* Разработать и внести в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации изменения в Федеральный закон “О милиции”, предусматривающие ограничение полномочий сотрудников милиции в осуществлении контроля в отношении действий субъектов малого предпринимательства, не представляющих угрозу законности и правопорядку.
1. Поддержать предложения Торгово-Промышленной палаты Российской Федерации по внесению изменений и дополнений в главы 26-2 и 26-3 Части второй Налогового Кодекса РФ (прилагаются).
2. Для облегчения доступа МП к финансово-кредитным ресурсам обратиться в адрес Правительства Российской Федерации, МАП России, Минэкономразвития России, Минфина РФ, Минимущества РФ и других заинтересованных федеральных министерств и ведомств, с предложениями в кратчайшие сроки разработать механизмы реализации следующих мер:
* Создание системы разделения рисков между государством, коммерческими банками и субъектами малого предпринимательства при кредитовании в условиях отсутствия стопроцентного залогового обеспечения с предоставлением государственных гарантий и разработка механизма предоставления гарантий за счет бюджетных средств.
* Апробация механизмов предоставления гарантий, включающая механизмы создания и актуализации банков данных о кредитных историях субъектов малого предпринимательства, должна предусматривать реализацию ряда пилотных проектов в регионах России, в том числе в одном или нескольких субъектов РФ Северо-Западного федерального округа;
* Разработка системы субсидирования процентных ставок по кредитам коммерческих банков субъектам малого предпринимательства в целях удешевления кредитных ресурсов, с ее реализацией в ряде регионов Российской Федерации, в том числе в одном или нескольких субъектах РФ Северо-Западного федерального округа, путем проведения региональных конкурсов предпринимательских проектов и коммерческих банков, а также конкурсным отбором пилотных регионов на федеральном уровне;
* Для более эффективного использования механизма микрофинансирования необходимо ускорить принятие проектов федеральных законов "О кредитной кооперации" и "О взаимном страховании" и представления их в Государственную Думу.
* Поддержать жесткий антимонопольный контроль над Сберегательным банком, чтобы его тарифная политика была сопоставима с другими банками.
* Рассмотреть возможность возобновления финансирования программы оказания помощи безработным гражданам, желающим открыть собственное дело, по линии Минтруда РФ. Рассмотреть возможность финансирования данной программы в рамках Федеральной программы поддержки малого предпринимательства.
* Разработать механизм предоставления залога в виде прав аренды государственного имущества (объектов недвижимости и земельных участков) для расширения возможности получения кредитов малыми предприятиями в коммерческих банках.
1. Рассмотреть возможность распространения опыта “Президентской программы” подготовки кадров для целей обучения представителей малого бизнеса и реализации программы “Тысяча предпринимательских кадров” в целях подготовки молодых управленцев для малого бизнеса.
2. При разработке Федеральной целевой программы поддержки малого предпринимательства предусмотреть обеспечение интегрирования существующих информационных ресурсов, связанных с поддержкой и развитием малого предпринимательства.
3. Ускорить принятие решения по утверждению “Комплекса мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации на 2003 год”; Принять меры для завершения формирования секции малого предпринимательства Совета по предпринимательству при Правительстве Российской Федерации (Постановление Правительства РФ от 20.05.02.№523).
На уровне федерального округа
1. Северо-Западному Центру поддержки малого и среднего бизнеса обобщить опыт законотворчества, накопленный в регионах округа, с подтверждённым положительным эффектом на создание благоприятного климата для развития предпринимательства, организовать систему информирования о нём органов исполнительной и законодательной власти регионов округа, в первую очередь, используя возможности Интернет-сайта Центра и Северо-Западного портала поддержки МСБ.
2. Оказывать необходимую поддержку КМБ-Банку и другим финансовым институтам, активно финансирующим предприятия малого бизнеса, при открытии новых филиалов в регионах округа.
3. Северо-Западному Центру поддержки малого и среднего бизнеса обобщить опыт создания и функционирования успешно действующих в округе систем финансирования предпринимательства, включая микрофинансирование и выдачу субсидий начинающим предпринимателям из числа безработных граждан, лизинговые схемы, венчурное инвестирование, субсидирование процентных ставок по кредитам, механизмы государственных гарантий, кредитных кооперативов и обществ взаимного кредитования, организовать систему информирования о наиболее успешно действующих инструментах органов исполнительной и законодательной власти регионов округа.
4. Северо-Западному Центру поддержки малого и среднего бизнеса совместно с Ассоциацией коммерческих банков СЗФО, подготовить и провести конференцию, посвящённую вопросам кредитования МСБ.
5. В целях создания единого информационного пространства рассмотреть возможность создания единого печатного издания для предпринимателей округа на базе газеты “Предприниматель Петербурга”. Обеспечить эффективную деятельность информационного портала Северо-Западного Центра по поддержке малого и среднего бизнеса.
6. Рассмотреть целесообразность создания Координационного Совета по интегрированию информационных услуг для предпринимателей и проведения первой рабочей сессии по обсуждению вопросов информационной поддержки малого предпринимательства.
7. Поручить Северо-Западному Центру поддержки малого и среднего бизнеса совместно с агентствами поддержки малого и среднего бизнеса и другими аналогичными институтами округа, органами исполнительной власти регионов, выработать инициативы по дальнейшему развитию инфраструктуры поддержки малого предпринимательства на региональном, городском и муниципальном уровнях. В целях координации этой работы на федеральном и региональном уровнях, проводить её на основе тесного взаимодействия с Министерствами по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и экономического развития и торговли Российской Федерации, Торгово-промышленной Палатой РФ, Российским Агентством поддержки малого и среднего бизнеса и другими организациями инфраструктуры поддержки предпринимательства.
На уровне субъектов федерации
1. Рекомендовать исполнительным и законодательным органам власти субъектов федерации ввести в постоянную практику общественную экспертизу всех местных законодательных и нормативных актов, прямо или косвенно, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, с участием региональных торгово-промышленных палат, отделений ОПОРЫ и других общественных объединений предпринимателей.
2. Признать целесообразным создание региональных государственных и муниципальных юридических агентств, специализирующихся на защите законных интересов субъектов малого и среднего бизнеса и оказывающих услуги юридического характера, с финансированием в рамках региональных программ поддержки малого предпринимательства.
3. Законодательно запретить навязывание малым предприятиям “вынужденных” услуг предприятий (организаций), так или иначе связанных с контролирующими, государственными и муниципальными органами. Рекомендовать территориальным органам МАП России активнее использовать возможности антимонопольного законодательства для предотвращения подобной практики.
4. Отменить все нормы, самостоятельно введенные контролирующими организациями и органами власти, содержащие требования к деятельности субъектов малого предпринимательства, либо собственные правила проведения проверок. Такого рода нормы и правила могут вводиться только законодательными актами Российской Федерации, а также субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
5. Рекомендовать органам власти субъектов федерации предусматривать в государственных программах поддержки малого предпринимательства в разделе по развитию системы финансирования малого предпринимательства работы по развитию максимально широкого спектра финансовых инструментов, учитывая региональную специфику.
6. Рассмотреть возможность участия в софинансировании из бюджетов субъектов федерации программ оказания помощи безработным гражданам, желающим открыть собственное дело, осуществляемых региональными службами занятости населения.
7. Разработать и законодательно закрепить систему льгот и преференций субъектам малого предпринимательства при аренде, приобретении и ином использовании государственного и муниципального имущества.
8. Организациям инфраструктуры, обеспечивающим учебно-консультационную и информационную поддержку предпринимательства при разработке планов развития новых услуг уделять должное внимание вопросам, имеющим особое значение в процессе присоединения России к ВТО, прежде всего вопросам качества и сертификации, контрактных отношений с зарубежными партнерами.
Для дальнейшего мониторинга и выработки планов совместных действий по поддержке предпринимательства признать целесообразным ежегодное проведение Северо-Западного Форума по поддержке малого и среднего бизнеса. Продолжить эффективное взаимодействие заинтересованных сторон с помощью Интернет сервера “Северо-Западный портал по поддержке МСБ” (www.nw.smesupport.net).