ОПОРА РОССИИ
МАЛОМУ БИЗНЕСУ: ПУБЛИКАЦИИ: НАШИ ПРОЕКТЫ: КАЛЕНДАРЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:
Апрель 2015
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
29 30 31 1 2 3 4
5 6 7 8 9 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28 29 30 1 2
ПАРТНЁРЫ:




keytech Создание сайта
Ключевая технология

«РЕЙТИНГ-2016»

Как меняется федеральное политическое поле по мере приближения к выборам в Госдуму 2016 года

Новый политический сезон открылся в сентябре переформатированием федерального поля публичной политики, за которым угадывается переориентация основных игроков на подготовку к кампании по выборам в Госдуму в 2016 году. По мере того как украинский кризис и связанная с ним антироссийская кампания на Западе утрачивают новизну и остроту для российского общества, избиратель и чуткие к его запросам политики все больше начинают жить внутренней повесткой дня. Законотворческая активность политиков, их общественные проекты чем дальше, тем больше будут определяться задачами долговременной подготовки к выборам в Госдуму, а не сиюминутного пиара.

Поменяется и отношение партий к региональным выборам. В нынешнем году некоторые силы еще могли позволить себе проявить беззубость и пассивность в регионах и смириться с неизбежными в этом случае поражениями. Как, к примеру, «Справедливая Россия», руководство которой после 14 сентября открыто призналось в сознательном отказе от агрессивной агитации на выборах, или «Гражданская платформа», в разгар цикла затеявшая смену лидеров и идеологии. Но избирательный цикл 2015 года станет для партий последней пробой сил перед кампанией в Госдуму, и такие «пропуски хода» уже вряд ли будут возможными, иначе партии быстро отстанут от «пелотона».

Гораздо больше внимания политических и деловых элит в регионах через год привлекут выборы глав субъектов РФ. Участие в них позволит досрочно начать агитационную кампанию в расчете на последующее прохождение в Госдуму по одномандатному округу. Ведь очевидно, что кандидат в губернаторы, проведший интенсивную кампанию и занявший второе или даже третье место, спустя год будет одним из фаворитов выборов в Госдуму в этом регионе.

Таким образом, многие эксперты уверены, что наметившаяся в сентябре тенденция к активизации политической жизни в центре и регионах закрепится надолго. Запуская цикл исследований «Рейтинг-2016», фонд ИСЭПИ предлагает читателям «Эксперта» вместе анализировать, как будет меняться федеральное и региональное поле публичной политики по мере приближения выборов в Госдуму. Каждый месяц специалисты фонда и приглашенные эксперты будут представлять сотню наиболее заметных и сравнительно новых для массового избирателя публичных политиков, которые смогут серьезно повлиять на ход будущей парламентской кампании либо лично, в качестве кандидата на выборах, либо в роли локомотива для своей партии. Наблюдение за ними поможет лучше понять и то, какие содержательные вопросы окажутся в центре повестки выборов в Госдуму, какие критерии публичной политической деятельности станут наиболее значимыми для избирателей, из каких резервов партии смогут черпать новые кадры в 2016 году.

Уже при составлении стартового выпуска «Рейтинга-2016» конкуренция за попадание в него оказалась весьма высокой. Наиболее масштабные за последние годы региональные выборы 14 сентября, связанные с ними кадровые перемещения в Совете Федерации и в Госдуме, яркое начало работы Общественной палаты РФ нового созыва, две насыщенные недели пленарных заседаний парламента — это ключевые события, которые предопределили пестрый и в чем-то неожиданный состав палитры политиков-2016 по итогам сентября.

 

«Думский полигон» для кандидатов-2016: лицом к избирателям

Убедительно победив на выборах 14 сентября и, казалось бы, имея право почивать на лаврах, «Единая Россия» тем не менее пошла по пути серьезных перестановок, в очередной раз выступив локомотивом изменений в политической системе. Замена Виктора Кидяева (№ 96 в рейтинге) в должности главы исполкома партии на молодого активистаМаксима Руднева (№ 6), однозначный запрет совмещать ключевые должности в региональных отделениях с другой занятостью — это заявка на ревизию системы партийных проектов «Единой России», на обновление технологических подходов к выборам и информационной политике, а в конечном итоге и на омоложение линейки партийных кандидатов в регионах.

Проигравшие на выборах 14 сентября парламентские партии тоже всерьез озаботились перспективами сохранения своих позиций и шире задействуют думскую трибуну. Вопреки соблазну списать неудачи в регионах только на избирательное законодательство и такие малоинтересные для большинства избирателей темы, как дата единого дня голосования, муниципальный фильтр, досрочное голосование, парламентская оппозиция все же нарастила законотворческую активность и по социально значимой проблематике. Новый глава комитета Госдумы по информационной политике Леонид Левин (№ 4), коммунист Олег Смолин (№ 17), «эсеры» Михаил Емельянов (№ 57),Елена Мизулина (№ 40) и Олег Нилов (№ 51), яркие лица думской фракции ЛДПР Вадим Деньгин (№ 24) и Ярослав Нилов (№ 41) — все они обратили на себя внимание экспертов «Рейтинга-2016» именно законопроектами, рассчитанными на разные группы избирателей: аполитичных пользователей интернета, родительское и образовательное сообщество, сторонников курса на здоровый образ жизни и поддержку традиционной семьи, автовладельцев.

Интересная особенность первого выпуска рейтинга — скептическое отношение экспертов к попыткам кандидатов в политики-2016 разыгрывать внешнеполитическую карту. Депутаты и партийные лидеры, которые отметились исключительно публичными пикировками с Западом, в основном остались на периферии поля зрения экспертов. Напротив, не всегда публичная, но куда более социально значимая работа таких общественных лидеров, как Элла Памфилова (№ 13) иЕлизавета Глинка (Доктор Лиза, № 15), по оказанию адресной помощи беженцам и пострадавшим в Донбассе, вывела их в верхнюю часть рейтинга. Экспертные оценки в данном случае, видимо, отражают общее состояние общественного мнения, которое относит геополитику и позиционирование России на мировой арене исключительно к сфере компетенции президента Владимира Путина и подчиняющихся ему напрямую силового и дипломатического блоков, не видя в этом вопросе самостоятельной ниши для иных публичных политиков.

Результаты выборов в регионах подтвердили эти наблюдения. По мнению экспертов и многих партийцев, агитация в поддержку «Новороссии», оказание гуманитарной помощи беженцам или жителям Донбасса и другие предвыборные действия в сфере внешней политики не принесли дополнительных голосов в копилку всех партий, кроме пропрезидентской «Единой России» и отчасти ЛДПР, прочно занимающей сегодня в партийном поле нишу главной национал-патриотической силы. Особенно наглядно это проявилось в Крыму и Севастополе, где все остальные партии попросту не преодолели проходной барьер.

 

Региональные выборы 2014 года: предпосылки смены лидеров в регионах

Важным фактором перезагрузки политического поля перед выборами в Госдуму стали выборы губернаторов. Они были сложными для независимых и оппозиционных кандидатов, так как проходили в условиях беспрецедентного роста рейтингов доверия к президенту России и, как следствие, к власти в целом. На руку «партии власти» оказались успешные кадровые решения «Общероссийского народного фронта» (ОНФ) в сложных для «Единой России» регионах, в результате которых первыми лицами субъектов РФ стали не просто управленцы-технократы, но еще и яркие публичные политики: Александр Богомаз(№ 16), Андрей Бочаров (№ 21), Сергей Аксенов (№ 14), Алексей Чалый (№ 2). Хотя в ближайшие месяцы следует ожидать концентрации новых «губернаторов-политиков» на непубличной хозяйственной работе, эксперты ожидают, что полученный на выборах кредит доверия и опыт публичной политической борьбы позволит им стать локомотивами для партии и на выборах в Госдуму в 2016 году. Перспективы обновления имиджа «Единой России» к выборам в Госдуму в Москве связываются с перезагрузкой депутатского корпуса Мосгордумы и приходом в парламент нового спикера — Алексея Шапошникова (№ 8), которому, впрочем, еще только предстоит стать узнаваемым и влиятельным политиком в глазах широкой аудитории.

В лице Вадима Потомского (№ 19), популярного губернатора-политика из Орловской области, а с ним и шанс на обновление имиджа партии получила КПРФ. Весомую заявку на лидирующую роль в общефедеральной кампании КПРФ сделал и глава фракции в Мосгордуме Андрей Клычков (№ 3). Победой на выборах в Москве над многолетним префектом округа он затмил приход в публичную политику внука Геннадия Зюганова Леонида Зюганова (№ 27) и развенчал сразу два мифа, нередко культивируемых самими коммунистами: о невыгодности для КПРФ выборов по мажоритарной модели и о всесилье административного ресурса.

Для ряда опытных депутатов Госдумы от КПРФ выборы 14 сентября, наоборот, могут стать началом заката их публичной карьеры. Павел Мамаев (№ 90), Сергей Юрченко (№ 77), Николай Коломейцев (№ 71) потерпели чувствительное поражение в своих регионах, а публичная карьера Павла Дорохина (№ 99) после снятия с выборов из-за неуказанной погашенной судимости и вовсе оказалась под вопросом. Еще один депутат Госдумы, лидер орловских коммунистов Василий Иконников (№ 81), не пройдя внутрипартийный конкурс на право возглавить ключевой для Геннадия Зюганова регион, находится в ситуации нарастающего конфликта с новым губернатором-коммунистом, который ему необходимо урегулировать, чтобы сохранить шансы на победу в области по округу.

Ожидать появления интриги на выборах губернаторов в 2015 году можно еще и потому, что кампания 14 сентября показала: для политиков-тяжеловесов прошлых лет пропуск губернаторской кампании по тем или иным причинам либо «игра в поддавки» на выборах оказывается рискованной электоральной стратегией. Сразу несколько видных региональных политиков записывают прошедшие выборы себе в пассив. Наибольшие потери понесла «Справедливая Россия». Партия всегда отличалась от КПРФ и ЛДПР тем, что опиралась не на силу бренда, а на ярких лидеров в регионах. Соответственно, именно имидж кандидатов-«эсеров» больше всего потускнел от пассивной избирательной стратегии партии. Олег Шеин (№ 78), Олег Михеев (№ 88), Оксана Дмитриева (№ 93), Михаил Брячак (№ 83), в меньшей степени Валерий Гартунг (№ 61) — эти яркие политики или потерпели чувствительное для личного имиджа поражение, или упустили шанс напомнить о себе избирателям родного региона в преддверии думских выборов.

Пассивность политиков-тяжеловесов в ряде регионов открывает дорогу в федеральную политику новым игрокам. Эрнст Березкин (№ 10) в Якутии, который в отсутствие на выборах кандидата-«эсера» стал главным собирателем протестных голосов; депутат Госдумы от ЛДПРДмитрий Савельев (№ 33) в Новосибирской области, где КПРФ пропустила выборы; поддерживаемый Анатолием Быковым лидер городской фракции «Патриотов России» Иван Серебряков (№ 52) в Красноярском крае, опередивший в самом Красноярске опытного коммуниста, — все это новые политики, для которых полученные в ходе губернаторской кампании голоса создают плацдарм для борьбы за округ или продвижения списка своей партии на выборах в Госдуму.

В связи с единым днем голосования 14 сентября в поле зрения экспертов «Рейтинга-2016» попали и многие лидеры малых партий. Однако из-за снижения активности малых партий на местах и их неспособности задать актуальную социально-политическую повестку дня большинство их лидеров не смогли нарастить политический капитал, оказавшись в «стабильной» зоне или «на спаде». Если их активность будет и дальше развиваться по нисходящей траектории, то попадание в сентябрьский выпуск «Рейтинга-2016» может остаться единичным успехом. А в отношении ряда лидеров малых партий после чувствительных персональных поражений на выборах 14 сентября и вовсе есть сомнения, что они готовы продолжать участвовать в публичной политике в личном качестве (Леонид Ярмольник — № 84, Михаил Вышегородцев — № 94, Максим Сурайкин — № 95, без убедительных объяснений пропустивший относительно неплохую для «Яблока» кампанию в Мосгордуму Сергей Митрохин — № 97).

 

«Общественный призыв» в поле федеральной политики

14 сентября, в единый день голосования, пожалуй, впервые широко сработал как кадровый резерв для федеральной политики механизм «сенаторских троек» — относительно новый механизм формирования Совета Федерации, когда вместе с губернатором процедуру выборов проходят три кандидата в сенаторы от исполнительной власти. Состав верхней палаты пополнился яркими муниципальными лидерами (Дмитрий Азаров — № 5, Надежда Болтенко — № 37) и новыми общественниками из регионов (Елена Попова — № 32, Владимир Круглый — № 54), ранее почти неизвестными на федеральном уровне. Несколько депутатов Госдумы ушли в верхнюю палату «на повышение» или в качестве поощрения за политическое сотрудничество с «Единой Россией» на выборах в регионах (Галина Карелова — № 23, депутат ЛДПР от Оренбургской области Елена Афанасьева, делегированная от губернатора-единоросса, — № 25). С учетом явной заинтересованности власти и руководства Совета Федерации в укреплении авторитета палаты и повышении ее связи с регионами, о чем говорят поправки в Конституцию о «президентских сенаторах» и массовый исход из палаты «столичных лоббистов» и «олигархов», кресло сенатора может стать для выходцев из регионов трамплином к публичной политической карьере. Наоборот, по всей видимости, навсегда покинул поле публичной политики экс-сенатор Михаил Маргелов (№ 91).

В сентябре развернул работу новый созыв Общественной палаты (ОП) РФ, который действует в тесной связке с ОНФ. Стремление секретаря ОП и одновременно куратора одного из ключевых проектов ОНФ «Честные закупки» превратить ее в полноценный субъект законотворческого процесса на стадии предварительной экспертизы проблем, «нулевых чтений» законопроектов и общественного контроля за реализацией уже принятых законов обусловило высокие места в «Рейтинге-2016» для самого Александра Бречалова (№ 1 — лидер сентябрьского рейтинга) и нового главы аппарата ОП Сергея Смирнова(№ 22). Главы некоторых профильных комиссий ОП уже встроились в интенсивный ритм работы, вплотную занявшись предметными социально значимыми проблемами в регионах: социальными рисками реформ в образовании (Любовь Духанина — № 29), здравоохранении (Эдуард Гаврилов — № 36), транспортной безопасностью (Дмитрий Чугунов — № 58).

Возрастающая роль представителей общественников в выработке конкретных предложений по социальной политике и контроле за деятельностью исполнительной власти подвигла экспертов обратить внимание на кадровые перестановки во многих крупных общественных объединениях. Вошедшие в «Рейтинг-2016» новые лидеры Всероссийского совета местного самоуправления (Дмитрий Азаров — № 5) и «Деловой России» (Алексей Репик — № 11, Борис Титов — № 50) авансом рассматриваются как потенциальные федеральные политики к моменту выборов в Госдуму.

В целом есть основания полагать, что в то время как многие депутаты Госдумы и партийные лидеры все сильнее тяготеют к популистским и не всегда содержательным действиям, именно «новые общественники» своей повседневной работой в общественных интересах будут задавать содержание предметной социально ориентированной политики для всех кандидатов в депутаты 2016 года. Показательна судьба одного из лидеров сентябрьского рейтинга, ректора Высшей школы экономикиЯрослава Кузьминова (№ 7), который после многих лет плодотворной работы в ОП РФ и в общественно-экспертной сфере успешно проявил себя на выборах в Мосгордуму уже как политический деятель.

 

 

Таблица:
Таблица 1. Рейтинг перспективности новых политиков к выборам 2016 года

 

 

 

Александр Владимирович Бречалов 17.jpg
Александр Владимирович Бречалов

 

№1. Возглавив ОП РФ, усилил ее роль во взаимодействии с властью и гражданским обществом и придал динамику работе палаты. Изменил формат и успешно провел первое пленарное заседание. В открытом для НКО и регионов режиме идет подготовка годового доклада ОП. Создан экспертно-аналитический центр для анализа палатой законопроектов на стадии «нулевого чтения». Учреждена премия ОП РФ за гражданский активизм. При палате открыты новые «горячие линии» по социально чувствительным проблемам. В рамках ОНФ Александр Бречалов продолжает развивать проект антикоррупционного мониторинга госзакупок. Выявлены попытки расточительного использования бюджетных средств регионов и муниципалитетов на участие в инвестфоруме «Сочи-2014», а также на личный комфорт чиновников.

 

Алексей Михайлович Чалый 18.jpg
Алексей Михайлович Чалый

 

№2. Бывший «народный мэр» Севастополя привел «Единую Россию» к одному из самых высоких результатов на выборах в регионах в 2014 году (76,6%) и стал главой горсовета Севастополя. Если за оставшееся до выборов в Госдуму время А. Чалый сумеет выстроить слаженную парламентскую работу с носителями различных точек зрения, не прибегая к публичному конфликту как способу разрешения рабочих разногласий, то в 2016 году он может быть главным фаворитом выборов в Госдуму по округу в Севастополе и возможным кандидатом на лидерство в региональной группе списка «Единой России».

 

Андрей Евгеньевич Клычков 19.jpg
Андрей Евгеньевич Клычков

 

№3.В ходе сверхконкурентных выборов в Мосгордуму по весьма консервативному округу А. Клычков сумел переломить неблагоприятный стартовый расклад и победить кандидата «Единой России» с серьезным административным ресурсом (многолетний префект округа), а также объединившихся против Клычкова кандидатов от малых партий. Вместе с губернатором Орловской области В. Потомским и мэром Новосибирска А. Локтем А. Клычков сегодня — самая электорально успешная фигура в рядах КПРФ.

 

Леонид Леонидович Левин 20.jpg
Леонид Леонидович Левин

 

№4.Благодаря активной законотворческой работе по защите национального суверенитета и персональных данных граждан РФ в информационной сфере и благоприятным оценкам его работы со стороны участников отрасли Л. Левин вновь усилил свое влияние в парламентской фракции «Справедливая Россия» и был избран на должность главы профильного комитета ГД по информационной политике. Вопросы регулирования информационной среды остаются в первоочередной повестке работы Госдумы, и должность главы комитета способна сделать Л. Левина заметной политической фигурой в осеннюю думскую сессию.

 

Дмитрий Игоревич Азаров 21.jpg
Дмитрий Игоревич Азаров

 

№5. Карьера экс-мэра Самары в сентябре вышла на федеральный уровень. Он делегирован в Совет Федерации, где сможет претендовать на серьезную роль и влияние в вопросах реформы МСУ. Одновременно Д. Азаров избран главой ВСМС, ставшего в последнее время ключевым центром разработки законопроектов по реформе МСУ. Имея богатый опыт управленческой деятельности и на стороне исполнительной власти субъекта РФ, и в качестве избранного мэра областного центра, Д. Азаров во главе ВСМС должен обеспечить в ходе реформы МСУ достижение баланса полномочий между муниципальным и государственным уровнями власти и имеющимися у них ресурсами.

 

Максим Вячеславович Руднев 22.jpg
Максим Вячеславович Руднев

 

№6. В новой должности бывший лидер МГЕР, хорошо зарекомендовавший себя в работе по разворачиванию социально значимых проектов движения, получает новый политический вызов для своей карьеры и хорошую возможность использовать свой опыт для вывода системы партийных проектов «Единой России» на новый уровень, а также прямо влиять на предвыборную стратегию партии на региональных и федеральных выборах 2015–2016 гг.

 

Ярослав Иванович Кузьминов 23.jpg
Ярослав Иванович Кузьминов

 

№7. Новичок в публичной политике, ректор ВШЭ всего за четыре месяца сумел добиться расположения 41% москвичей в одном из округов центра столицы. Я. Кузьминов лично провел множество встреч с избирателями и стал единственным кандидатом на выборах в Мосгордуму, представившим детальную программу развития мегаполиса. Присутствие одного из инициаторов разработки федеральной «Стратегии-2020» в городском парламенте серьезно укрепляет политический и экспертный потенциал этого законодательного органа.

 

Алексей Валерьевич Шапошников 24.jpg
Алексей Валерьевич Шапошников

 

№8. Один из активистов реформы МСУ в столице и координатор работы с муниципальными сообществами города, в том числе с независимыми и оппозиционными местными группами, достаточно уверенно выиграл выборы в округе (52,1%). Шапошников стал одним из успешных новых лиц «Единой России» на выборах в Мосгордуму и был делегирован партией на должность спикера. Его кандидатуру на пост главы МГД поддержали и оппозиционные фракции КПРФ и «Родина».

 

Ксения Денисовна Разуваева 25.jpg
Ксения Денисовна Разуваева

 

№9. Организовала на форуме «Селигер» принципиально новую по характеру и содержанию научно-просветительскую смену — «Поколение Zнаний». В ее работе приняли участие молодые ученые и преподаватели истории, политологии, социологии, экономики и других гуманитарных наук из всех ведущих вузов страны. Превращение «Селигера» в лагерь нового типа и «Территорию смыслов» удостоилось положительных откликов со стороны всех участников и гостей форума. Ксения Разуваева также успешно модерировала общение президента России В. Путина с участниками смены «Поколение Zнаний», став одним из открытий «Селигер