ОПОРА РОССИИ
МАЛОМУ БИЗНЕСУ: ПУБЛИКАЦИИ: НАШИ ПРОЕКТЫ: КАЛЕНДАРЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:
Октябрь 2017
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
ПАРТНЁРЫ:




keytech Создание сайта
Ключевая технология

Зачем девушка, создавшая два образовательных бизнеса, стала совладелицей летной школы

Екатерине Буториной никогда не правилось работать на чужого дядю и жить по правилам, свою отдушину она нашла в авиации

Семь утра. Шатенка в экипировке мчится на скутере в сторону аэропорта Боралдай в 20 км от Алма-Аты. По рулежной дорожке ей навстречу бежит пес Рубенс. Девушка останавливается возле ангара с самолетами. Первым делом кормит пса, потом проводит небольшую планерку с командой, распечатывает план полетов, заваривает кофе. Так начинается рабочий день в летной школе Discovery Flight School.

Екатерине Буториной никогда не нравилось работать на кого-то, жить по правилам и носить строгий офисный костюм. И хотя она выросла в семье экономистов, ей всегда хотелось «делать что-то своими руками». Попробовав себя в разных сферах, Катя остановилась на авиации. Ей нравится, что в этой отрасли надо одновременно и много думать, и много двигаться: «Ты можешь поменять масло, посидеть за штурвалом, закатить самолет в ангар и при этом встречать клиентов и писать маркетинговую стратегию — полный набор инструментов! И каждый день не похож на другой».

С чего все начиналось

Летная школа не первый бизнес Буториной. В 2008-м, окончив МГИМО, она работала в консалтинговой компании Riskalis и параллельно стала проводить со своим другом Андреем Алясовым, тоже выпускником МГИМО, студенческие кейс-чемпионаты (студенты решают кейсы крупных компаний, а компании отбирают лучших для дальнейших стажировок). Когда чемпионаты выросли до масштаба шести городов, Буторина полностью переключилась на этот бизнес. Сегодня в портфолио Национальной лиги кейсов Changellenge (от слов Change и Challenge) более 30 клиентов (среди них EY, Deutsche Bank, KPMG, Mars, МТС, PwC, Strategy Partners и Unilever) и 30 000 студентов.

Затем Буторина основала компанию EduCapital — связующее звено между бизнес-школами и их потенциальными студентами: она организует лекции профессоров и презентации на кейс-чемпионатах. Бизнес сезонный, примерно 20 мероприятий в год приносят ⁄€60 000 (школы оплачивают услуги Буториной). Катя продолжает заниматься этим проектом и сейчас. Но сфокусировалась на трех-четырех клиентах (среди которых, например, одна из сильнейших бизнес-школ Европы IE Business School), чтобы больше времени уделять авиации.

Как пришла идея 

Параллельно с написанием кейсов появилось необычное хобби — пилотирование воздушных судов. Сесть за штурвал самолета Катя мечтала с детства — дедушка был военным летчиком. Через интернет она наугад нашла несколько авиаклубов, выбрала первый, где подняли трубку. В процессе поиска Буторина заметила, что большинство авиаклубов недостаточно ориентированы на клиентов: через интернет трудно найти необходимую информацию, а уже в самих клубах все процессы подстроены под работу летного состава, но не гостей.

На аэродроме Северка в Московской области Буторина провела свой первый пробный полет с инструктором за штурвалом ЯК-18Т. Потом время от времени стала туда ездить, за год налетала 10 часов (это очень мало; чтобы получить самую простую лицензию, помимо теоретической части необходимо отлетать минимум 25 часов). «Чтобы, живя в Москве, обучиться пилотированию, нужно быть настоящим фанатом, — говорит Катя. — Большинство аэродромов находятся в 100 км от города, и, учитывая нашу инфраструктуру, надо потратить целые выходные». 

Познакомившись на аэродроме с теми, кому этот вид отдыха тоже интересен, Катя задумалась о том, чтобы в будущем превратить хобби в профессию — открыть свой аэроклуб. Но тогда это казалось очень отдаленной перспективой. «Авиация — закрытый мир, где свысока относятся к любителям без технического или военного образования, — говорит Катя. — Мы для летчиков выскочки, люди с деньгами, которые просто пришли поиграть». Но неожиданное знакомство с майором в отставке помогло осуществить мечту быстрее.

Как найти партнера

Зимой Катя случайно оказалась в Казахстане, брат предложил поехать вместе на горнолыжный курорт. В перерывах между катанием на сноуборде она нашла летную школу под Алма-Атой и познакомилась там с ее владельцем, военным летчиком Алексеем Фадеевым. 

Фадеев служил на Тихоокеанском флоте, а после того как вышел в отставку (обычно после 40 лет летчики уходят на пенсию), запустил свой бизнес. «Во время обучающих полетов выяснилось, что мой дед и его отец летали в СССР на одном типе самолетов. Алексей понял, что я болею авиацией, и предложил присоединиться к его проекту, отвечать за разработку стратегии развития и работу с клиентами», — говорит Катя. Малой авиацией сейчас занимаются бывшие летчики. Они блестяще пилотируют воздушные суда, но зачастую недостаточно хорошо ориентируются в современных инструментах коммуникации и продаж. «Естественно, для того чтобы летная школа приносила прибыль, знаний в области авиации недостаточно, нужно уметь работать с клиентом», — добавляет Катя. На тот момент у Фадеева был один самолет Aerostar R40F. Став совладельцем бизнеса, Буторина внесла половину стоимости судна — $50 000, взяв кредит в банке, и получила долю в бизнесе и активах. Стартовые инвестиции она планирует окупить через полтора года.

Продвижение

Летное поле. Компания из 30 человек неподалеку отмечает день рождения. Пока одни возятся с мангалом, другие строят юрту, играют в дартс и летают на самолетах.

Такие праздники и корпоративы — новшество, внесенное Буториной в бизнес: «Мы не торопим гостей, пусть отдыхают. Моя задача сделать так, чтобы пребывание на аэродроме стало для них незабываемым опытом». Всех клиентов Катя встречает сама: наливает кофе, учит детей делать бумажные самолетики, развлекает интересными историями. И даже если клиент заказывает 15-минутный обзорный полет, «занимается им как самым дорогим гостем», потому что потом он наверняка опубликует фотографии в Facebook, расскажет друзьям, вернется.

Летный час в Discovery Flight School стоит около $300, как в России. Ежемесячный поток клиентов — 20–40 человек. Буторина старается задействовать все маркетинговые инструменты: сделала сайт с удобным интерфейсом, ведет группы в Facebook и Instagram, продает подарочные сертификаты и купоны (в Казахстане купонный рынок еще не перенасыщен). «Бизнес в Казахстане — это как у нас 15 лет назад, что у нас уже прошли, там только развивается», — говорит Катя. 
 

Источник: Forbes