ОПОРА РОССИИ
МАЛОМУ БИЗНЕСУ: ПУБЛИКАЦИИ: НАШИ ПРОЕКТЫ: КАЛЕНДАРЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ:
Июль 2012
Вс Пн Вт Ср Чт Пт Сб
1 2 3 4 5 6 7
8 9 10 11 12 13 14
15 16 17 18 19 20 21
22 23 24 25 26 27 28
29 30 31 1 2 3 4
ПАРТНЁРЫ:







keytech Создание сайта
Ключевая технология

Проблемы маленьких - Интервью с главой "Опоры России" Сергеем Борисовым

12.07.2012 / 11:00

Нынешнее лето станет переломным для российского бизнеса - страна окончательно вступит в ВТО и правила игры изменятся - для кого-то в лучшую сторону, для кого-то в худшую. Также изменился состав правительства, а в России появился бизнес-омбудсмен. Глава Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства ("Опора России") Сергей Борисов рассказал "Ленте.ру", как будет развиваться малый и средний бизнес в новых условиях, а также о том, как предпринимательское сообщество на выборах уполномоченного по правам бизнесменов проголосовало за его - Борисова - кандидатуру, а пост получил Борис Титов.

"Лента.ру": Раньше вы не раз говорили, что основное препятствие для малого бизнеса - чиновничьи барьеры. За время президентства Дмитрия Медведева что-нибудь изменилось?

Сергей Борисов : Действительно, когда-то, в 90-е годы - в начале 2000-х годов притчей во языцех были административные барьеры, в этом нет сомнений. Затем ситуация начала немножко исправляться, государство начало разрабатывать системные мероприятия, которые, конечно же, сразу же не давали результат, это инерционный процесс.

Что мы получили в итоге на сегодняшний день. Если семь-восемь лет назад мы могли потрогать, пощупать эти барьеры через поборы, через излишние обременения, - тогда они были на уровне 9,6 процентов от выручки, не прибыли, а выручки, подчеркиваю, то сейчас этот показатель - на отметке 5 процентов.

Например, налоговая служба: тоже в ряде наших предыдущих исследований налоговое администрирование было в лидерах антирейтинга. Лет семь назад - до 70 процентов предпринимателей жаловались на налоговиков. Сегодня - 17 процентов. Еще много, но динамика положительная.

В целом, если мы возьмем рейтинг проблем и препятствий для малого бизнеса, то сегодня первые три места занимают следующие, по словам предпринимателей, трудности: нехватка кадров и их квалификация, на втором месте спрос и третья проблема - финансовое обеспечение.

Коррупция - да, серьезный фактор, но он стоит уже значительно ниже, чем все остальные. Сегодня административные барьеры в совокупности - на девятом месте в нашем рейтинге. Вот картина. Хотите - верьте, хотите - нет.

С этими тремя главными трудностями в последние годы ничего не делалось?

Мало делалось. Вот смотрите: подготовка кадров. Что мы особого увидели? Вы где-то видели серьезное подразделение, которое готовит предпринимателей?

Это должно быть что-то отдельное?

Я считаю, что это должны быть широко эшелонированные институты, которые должны работать. Университеты только приспосабливаются, начали открывать кафедры, какие-то подразделения, то же касается колледжей. Очень мало дополнительных сфер. MBA(Магистр делового администрирования - "Лента.ру") - да, вы найдете. А вот для широкого массового предпринимательства подготовки кадров нет. Переобучения нет. Поэтому мы сейчас вместе со Сбербанком замыслили существенно повернуть эту ситуацию в лучшую сторону (Сбербанк и "Опора" ранее подписали соглашение о сотрудничестве, более подробно об этом можно прочитать здесь - "Лента.ру"). Мы будем тестировать предпринимателя на предрасположенность к предпринимательству: можешь - не можешь.

Сергей Борисов
Родился 26 декабря 1953 года в подмосковном Серпухове. Окончил Московское Высшее техническое училище имени Баумана (1978), Всесоюзную академию внешней торговли (1991), курс Гарвардской школы бизнеса (1991), является кандидатом экономических наук и доктором философии. С 1992 года работал консультантом организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО). В 1993-2003 годах являлся президентом компании "Гермес-Москва", владевшей сетью АЗС. В 2002 году стал главой "Опоры России", тогда же вступил в "Единую Россию". В августе 2011 года стал вице-президентом Сбербанка по развитию малого и среднего бизнеса. Является членом Общероссийского народного фронта и доверенным лицом Владимира Путина.

А с финансами, с кредитами что не так?

С финансами - увеличивается конкуренция за малый бизнес, но давайте скажем откровенно: ставки еще высоки. Банки считают риски, и почему-то малый бизнес для них - это зона повышенного риска. Хотя возвраты кредитов на очень хорошем показателе, невозвраты - на минимальном. Это касается даже кредитов по микрозаймам. Очень хорошие показатели. И я считаю, что здесь у банков огромное поле для деятельности.

Могут ли трудности с кредитами быть основной причиной, по которым бизнес не превращается из торгового в производящий?

Еще мешает отсутствие квалификации, нежелание крупных компаний отдавать заказы малым предприятиям на аутсорсинг, неразвитость наших потенциальных кластеров. Кластеры в сегодняшнем понимании - это якорные базовые предприятия, а вокруг них - ореол малых и средних. Сейчас наступает очень интересный период, когда ВТО стучится в двери, вступают в силу правила локализации: зарубежные компании-гиганты, которые пришли на российский рынок, обязаны будут до 60 процентов комплектующих производить в России. Вот оно, поле для малого бизнеса.

Многим компаниям не нравится решение вступить в ВТО...

Боятся те, кто хочет сохраниться на прежнем уровне, сохранить статус-кво. Те, кого устраивает положение, при котором что бы они ни сделали, потребитель все скушает. А открытой рыночной конкуренции боятся. Вот такие компании распространяют свои страхи в отношении ВТО, культивируют их. А те, которые идут на обновление, которые идут на альянсы с зарубежными компаниями, интегрируются в международное разделение труда, не боятся этого.

Не боятся делиться своими заказами?

Да. Хороший пример - "КамАЗ". Я бы сказал, это исключительный случай, потому что они уже давно открыли промышленный парк из числа малых предприятий при основном конвейере и перестали производить все до винтика, они отдают это малым предприятиям на аутсорсинг в этом парке. И это абсолютно правильно.

И эта конкуренция между компаниями за заказ, когда они борются за субконтракт на тот или иной узел или деталь, и рождает должное качество и оптимальную себестоимость и в итоге влияет на конкурентоспособность конечной продукции. Вот в этом ключ успеха. Кто это первый освоит - тот победит. Зарубежные компании - японские, немецкие, американские - побеждали за счет того, что они могли собирать с рынка самых лучших. И лучшие творили чудеса за счет конкуренции. Конкуренция была приводным ремнем в этом процессе.

А какие негативные последствия вступления в ВТО для малого бизнеса вы можете назвать?

Тяжеловато будет фермерам. Им сложно будет адаптироваться к новым технологиям, потому что западные фермеры наших пока, конечно, опережают. Но предусмотрен переходный период, будет возможность субсидирования, и это все в рамках ВТО согласовано. Просто надо грамотно этим воспользоваться: переобучить, создать альянсы, заимствовать самые правильные агротехнологии, сформировать всю цепочку от производителя на земле до потребителя. Если сможем это отработать, сделать - поверьте, нам ничего не страшно будет. Люди - труженики, земля хорошая, климат - да, неустойчивый, но есть и устойчивые территории.

На ПМЭФ Всемирный банк обнародовал рейтинг "Doing Business" по городам России - первые места заняли Ульяновск, Саранск и Владикавказ, а Москва оказалась на последнем месте. Справедливая оценка, как по-вашему?

Во-первых, у них, конечно, своя методика. У нас в "Индексе Опоры" у Москвы ситуация получше - 17-е место из 40, но не последнее. Мы делали совершенно отдельную выборку по городам-миллионникам, и Москва заняла из 11 седьмое место. То есть не в самом конце. Это глазами малых предпринимателей.

Почему Москва оказалась на таком месте? Тесно в Москве. Большая концентрация и очень-очень большая конкуренция. Некомфортно, поэтому Doing Business и говорит, что там бизнесу хуже. Почему в Ульяновске хорошо? Потому что там много новаторского стало. Там многое стало упрощаться, там очень яркий и энергичный губернатор (Сергей Морозов - "Лента.ру"), который максимально, жесточайшим образом, каленым железом выжигает то, что мешает развитию предпринимателей. Я свидетель этому.

Какие еще города, регионы вы считаете наиболее комфортными?

Вы знаете, у нас вообще первое место по предпринимательскому климату по "Индексу Опоры" - у Московской области. По большинству показателей. Это оценка предпринимателей, мы одни и те же вопросы задавали всем. Очень неплохо позиционируется Башкортостан, там тоже динамичное руководство, Татарстан - неплохо, хотя предприниматели, которые уже вкусили радость хорошего инновационного подхода властей, становятся все более требовательны к ним.

К слову о власти, Геннадий Зюганов обвинял бывшего министра финансов Алексея Кудрина в том, что тот убил малый бизнес...

Почему один только Кудрин убивал малый бизнес?

Зюганов так выражался.

Во-первых, смотрите, малый бизнес все-таки рос. И если когда-то у нас была доля ВВП - 15 процентов, то сейчас 23, это уже некая динамика. Если у нас была доля занятых - 17 процентов, а сейчас - 25 процентов, то это уже динамика. Слабенькая динамика, но положительная. Вот сейчас-то задача поставлена другая: вдвое за восемь лет увеличить долю занятых в малом бизнесе - с 25 до 50 процентов, значит, ВВП будет уже не 23 процента, а 40 как минимум.

Да, я тоже когда-то критиковал Кудрина так же, как и в целом правительство, за то, что мы не демонстрируем более решительных темпов, ищем "золотой барьер", не стимулируем муниципалитеты, которые вообще отрешены от работы с малым бизнесом.

Алексей Кудрин. Фото РИА Новости, Александр Уткин
Алексей Кудрин. Фото РИА Новости, Александр Уткин

Надо им отдать налоги?

Правильно. Мы настаиваем на том, чтобы отдать им налоги от малого бизнеса. Возвращаясь к вашему вопросу о Алексее Кудрине, конечно, жаль, что во времена прошлого правительства было не так много денег на развитие, нас держали почти на голодном пайке, но зато все познается в сравнении. Вот сейчас Алексей Леонидович пришел к нам и сказал: ребята, я готов вам помогать. Видимо, я имею долги перед вами за прошлые годы.

Каким образом, интересно?

Помогать? Во-первых, он согласился возглавить попечительский совет "Опоры России", и в сентябре на съезде это произойдет. Он уже ведет консультации, он вникает, он встречается в регионах с малыми предпринимателями. Разве это плохо? Я только готов это приветствовать. Дай бог, чтобы наши министры трансформировались в таких политиков и ответственных людей, которые начинают понимать чаяния малого бизнеса. И я ни разу не углядел здесь политической подоплеки. Алексею Леонидовичу не нужен электорат; ему нужны соратники - думающие и неравнодушные.

А с чем может быть связана такая трансформация?

Вы знаете, там был некий стереотип, схема всего нашего хозяйства, из которой трудно вырваться: перераспределение нефтяных доходов и так далее, нефтедоллары, субсидии и субвенции, трансферты сплошные. Не зарабатывание денег, а постоянное выклянчивание денег. Видимо, именно тот период достался ему, когда он был министром. Потихонечку сейчас ситуация будет меняться в сторону, когда субъект учится зарабатывать, муниципалитет начинает зарабатывать и отвечать за собственные результаты. Поэтому винить одного человека нельзя; Кудрин был только частью государственного механизма, у которого были другие приоритеты.

Как вы оцениваете состав нового правительства?

Люди там появились, в основном мне знакомые. Мы с каждым из них работали, и весьма неплохо работали. Я абсолютно приветствую появление яркого, молодого, дерзкого министра информации и связи (Николай Никифоров - "Лента.ру"). Я его знаю как пытливого мальчишку, который пришел со своими идеями, был услышан в Татарстане и сразу занял мощную, серьезную позицию в 24-25 лет. Опытный человек пришел на транспорт (Максим Соколов - "Лента.ру"). Региональное развитие - ну кто лучше Олега Говоруна, бывшего начальника Управления внутренней политики в администрации президента, знает весь расклад сил, все тенденции, течения в регионах. Справится? Конечно.

Владислав Сурков, который в последнее время ничего не хочет слышать, кроме модернизации и инноваций, стал главой аппарата правительства. Если он сможет затачивать под эту проблему все министерства, чтобы они не прозябали, не отсиживали свое время, а что-то приумножали и что-то меняли в инновационном плане, я думаю, что может получиться результат.

Андрей Белоусов (глава Минэкономразвития - "Лента.ру") - да, он макроэкономист. Да, он хороший аналитик, блестящий аналитик. Трудно сказать, какой он будет менеджер в должности министра. Министр - это все-таки менеджер. Но я ему на этой позиции желаю успеха.

Теперь нам остается ждать отражения их амбиций, их действий, некого драйва. В том числе, в части развития малого бизнеса. И это задача всех министерств. Нам нужна дорожная карта развития для малого и среднего предпринимательства. Ее пока нет. Пока у нас есть только понимание цели, поставленной президентом.

А уже пора бы?

Уже надо, по крайней мере, за лето об этом серьезно потолковать. Несколько фокус-групп сделать, несколько круглых столов. Говорить: ребята, нам поручена президентом такая штука. Картинки мы пока не видим. Мы бы не остались в стороне, показали бы свое видение. Ну да посмотрим, может быть, федеральные органы власти отдохнут за отпуск, наберутся мыслей и начнут генерировать идеи. Может быть.

Бориса Титова назначили уполномоченным по правам предпринимателей, как вы оцениваете его кандидатуру? Были ли претенденты на этот пост от "Опоры России"?

Очень щекотливый и сложный вопрос, но вы, пожалуй, первый, с кем я поделюсь своими соображениями. Во-первых, идея омбудсмена принадлежит "Опоре России". Я ее высказал на совещании по Северному Кавказу в Гудермесе Владимиру Владимировичу в декабре прошлого года.

Институт омбудсмена, конечно, должен строиться на каком-то опыте. И он должен в основном отвечать на запросы, на мой взгляд, малого и среднего бизнеса, потому что 90 процентов проблем - это проблемы маленьких. Крупные могут защитить себя сами. За девять лет деятельности наших Бюро по защите прав предпринимателей - отделения нашего головного бюро действуют в 20 регионах России - мы через себя пропустили порядка 10 тысяч обращений.

Большинство из них прошло и через мои руки. Я сам их видел, просил наших адвокатов, юристов или проконсультировать, или обратиться в то или иное ведомство, или в прокуратуру. Наверное, около двух тысяч писем мы отправили в Генпрокуратуру, по многим из них получили поддержку. То есть это хороший послужной список. Это хороший опыт.

Конечно, у нас в преддверии объявления кандидатуры уполномоченного страсти кипели. Меня подталкивали мои коллеги стать тоже соискателем на эту позицию. Я бы сказал, меня отчаянно толкали.

А вы?

Я не был уверен, что это мое, потому что здесь все-таки должен быть человек с юридическим образованием, адвокат. Например, Михаил Барщевский, которого мы предлагали на эту позицию Вот послушайте, как Титов разговаривал с президентом на недавней встрече. Президент был юридически на голову выше его, даже в предпринимательских вопросах, даже в этой маленькой дискуссии. О чем это говорит - не хватает компетентности. Он просто не подготовлен для такой работы.

Борис Титов. Фото ИТАР-ТАСС, Евгений Асмолов
Борис Титов. Фото ИТАР-ТАСС, Евгений Асмолов

Еще один важный момент - человек, который защищает права предпринимателей, должен признаваться большинством бизнес-сообщества. Наверное, это логично. Он должен иметь авторитет в бизнес-сообществе. Давайте попробуем это оценить. И президент это почувствовал очень хорошо. И сказал нам на одной из встреч в Ново-Огарево: ребята, давайте, вы - большая четверка бизнес-объединений - РСПП (Российский союз промышленников и предпринимателей), "Деловая Россия", "Опора России" и Торгово-промышленная палата, ну и еще АСИ (Агентство стратегических инициатив) - выдвиньте по два человека от каждой организации.

Мы все и выдвинули, сначала как-то между собой не обменивались, но когда появилась информация о том, что почти каждая из организаций выдвинула Титова - здесь у нас возникает справедливый вопрос: а так ли это? Вот тут мы, конечно, обменялись, кто как голосовал, кто кого направлял в своем письме президенту.

Я с вами поделюсь, как это было. РСПП выдвигает господина Борисова, под вторым номером - господина Барщевского. "Опора", которая тоже очень массовая организация, выдвигает - я сам отказался себя выдвигать, сразу вам могу сказать, это не в моих принципах - но мой заместитель от имени "Опоры", проконсультировавшись с нашими руководящими органами, направляет Владимиру Путину письмо, где значатся две кандидатуры: Борисов и Барщевский. ТПП отправляет три кандидата - Виктор Ермаков, под номером один, под номером два - ваш покорный слуга, Борисов, под номером три появился Титов - как запасной.

"Деловая Россия" - конечно же, Титов и предприниматель Назаров. И АСИ выдвигает Титова и Сергея Белякова из правительства. Таким образом, если вы абсолютно посмотрите на представительства и охват консолидированного бизнеса, вы можете понять, что за представителя "Опоры" проголосовало большинство. Простая арифметика. Даже если сохранить там АСИ символически как институт. Но решение было принято президентом и я убежден, что это его стопроцентная прерогатива. Он мог даже не играть в эти игры с рейтинговым голосованием - и это его право. Только нам же жить в этом обществе, с этим институтом омбудсмена. Поэтому честность должна быть с первых же дней. Вот почему я сегодня об этом говорю.

Я вам скажу откровенно: не рвусь и не рвался на эту должность. Пусть Титов работает. Главное, чтобы не для пиара. Но меня берет гордость за то, что за меня проголосовала большая часть бизнес-сообщества. Вот только правда должна быть известна, логика должна быть во всем. Как получилось то, что получилось? История рассудит. Мне над этим голову ломать некогда.

Как вы планируете взаимодействовать с бизнес-омбудсменом?

Конечно, "Опора" будет взаимодействовать, сомнений нет. Я - нет. Я не смогу с этим человеком работать по определению. Я его давно как своего коллегу по цеху не признаю. Можете считать, что по личностным мотивам. Это не сегодня случилось, это давно случилось. И связано с вопросами этики, этического поведения. Вот и все. А там - как хотите, так и судите. Конечно, нам жить и работать с этим институтом, и я очень хочу, чтобы он встал на ноги. Только первое же заявление омбудсмена о том, что он хочет создавать региональных омбудсменов по его представлению, предложению, я считаю неправильным.

То есть фактически по назначению?

По назначению, получается. Это отсутствие элементарной демократии. Сейчас губернаторы очень сильно вовлечены в этот процесс, местные законодатели вовлечены, местное сообщество вовлечено. SMS-голосование там проводят. Там идет хорошая творческая работа. Кто-то побеждает из "Опоры", кто-то - из ТПП, кто-то - еще откуда-то. Но зачем ломать эту по-настоящему демократическую конструкцию?

Что такое "Опора России"
Представители российского малого и среднего бизнеса объединились в общественную организацию "Опора России" в сентябре 2002 года. Организация включает в себя более 370 тысяч граждан РФ, которые в результате предпринимательской деятельности создали около 5 миллионов рабочих мест. Членом "Опоры" может стать любой гражданин РФ, достигший 18-летнего возраста. На местах интересы организации представляет 81 региональное подразделение.

Титов, еще не став уполномоченным, уже торговался с нами, обещая "Опоре" в обмен на поддержку его кандидатуры 20 регионов, где будут работать наши представители.

Поэтому есть у меня скепсис, что это будет работать так, как должно работать. Но если ситуация будет усугубляться тем, что лично мое отсутствие отношений с омбудсменом будет мешать делу - мне придется уйти со своих позиций. И это нормально, это тоже жизнь. Еще раз хочу сказать: это чутье и видение президента, и к нему нужно относиться ответственно. Он мог вообще не проводить никакого рейтингового голосования: будет этот - и все, я вижу так, я так чувствую. Это его риски.

Я читал ряд публикаций, вы первый, с кем я откровенно на эту тему говорю. Я прочитал в журнале Forbes, который на ходу в Питере на форуме спросил у меня: вы были кандидатом? Я говорю, был. Знаю, что был кандидатом, вот собственно и все.

В прошлом году вы сравнили малый бизнес с лодкой, которая плывет против течения. В каком состоянии он находится сейчас?

Гребем по чуть-чуть вперед, продвигаемся по течению. Но все-таки нас частенько сносит. Вот если сейчас будет принято решение еще поднять социальные платежи - я слышал, в недрах правительства такое обсуждение ведется - это будет беда. Забудем тогда все, о чем мы с вами говорили. Будем выживать. Спасаться, кто как сможет.

Источник: Лента.Ру